ДОП Ступеньки к школе

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы

Программа
дополнительного
образования
социально-педагогической
направленности для воспитанников с 6-го по 7-ой годы жизни.

Нормативные
документы

1. Федеральным законом от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629;
4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
6. Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
7. Устава ДОУ;
8. Положения о предоставлении дополнительных платных образовательных
услуг МАДОУ «Детский сад №33 «Золотой петушок».
Воспитанники с 6-го по 7-ой года жизни (подготовительная к школе группа)

Целевая группа

Срок реализации
1 год
программы
Направленность
По содержанию данная программа является социально-педагогической, по
программы
функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме
организации – кружковой, по времени реализации – одногодичной.
Цель, задачи
Цель программы: формирование условий, способствующих развитию
программы
познавательных процессов при подготовке детей 6-7 к обучению в школе,
поддержание их стремления и желания учиться.
Задачи программы:
Образовательные:
 Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
 Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
 Развитие мотивации к учебной деятельности.
Воспитательные:
 Воспитывать
усидчивость,
организованность,
самостоятельность,
аккуратность;
 Формировать навыки общения в совместной деятельности;
Развивающие:
 Прививать ответственное отношение к учебе;
 Активизировать творческий потенциал;
Развивать:
 умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
 умение логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
 умение сосредотачиваться, распределять и переключать внимание;

Ожидаемые
результаты

 зрительную и слухоречевую память, воображение;
 мелкую моторику, зрительно – моторную координацию, ориентировку в
пространстве и на листе бумаге.
К концу обучения по Программе дети должны уметь:
 наблюдательность и коммуникативные способности;
 произвольное внимание;
 зрительная, слухоречевая память;
 тонкая и грубая моторика;
 активизация воображения;
 способность логически мыслить;
 пространственные представления;
 способность адекватно оценивать свою работу.
В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики
ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать
три основных направления психического развития дошкольника: личность,
деятельность и общение.

Содержание
№
I РАЗДЕЛ

Наименование разделов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеразвивающей
программы
1.2
Нормативно-правовая база программы
1.3
Обоснованность программы
1.4
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеразвивающей программы
II РАЗДЕЛ
УЧЕБНЫЙ-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III РАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
IV РАЗДЕЛ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
4.1
Календарный учебный график реализации
Программы, формы и режим занятий
4.2
Материально-техническое обеспечение программы
4.3
Информационно-методические условия
4.4
Оценочный материал программы
V РАЗДЕЛ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1 Календарно-тематическое планирование программы
1.1

Страницы
4
4
8
9
11
13
16
19

19
19
20
20
21
22

I РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, позволяет
детям подготовительной группы более эффективно подготовиться к школе. В
процессе занятий специально направляется активность ребенка, которая
способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления,
воображения в наиболее естественной для него форме игры, кроме того,
использование групповых игр, способствует развитию социальных качеств:
общения,
установлению
взаимопонимания,
партнерства,
взаимоответственности, формирование самооценки и взаимооценки. В
конечном итоге данные результаты должны оказать влияние на формирование
более высокого уровня мотивационной готовности детей к школьному
обучению.
Предлагаемая программа состоит из развивающих занятий, составленных с
учетом индивидуальных особенностей детей. В содержание каждого занятия
включены индивидуальные и групповые упражнения. Работа в группе,
позволяет, помимо развития необходимых познавательных процессов,
мотивации, уделять внимание формированию социально-психологической
зрелости детей; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.,
подбирать материал. Все занятия предлагаемой программы имеют между
собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале.
Предлагаемая программа психологической подготовки детей к школе
позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где
учитываются особенности его психического развития, полученные в
результате диагностики.
Занятия направлены на профилактику школьной дезадаптации, которая
проявляется в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых
требований, низкой успеваемости, крайних формах недисциплинированности.
Психологическими причинами этого является низкий уровень развития
мелкой моторики, скоординированности системы «глаз-рука», следованию
образцу в деятельности и поведении. А также недостаточное развитие
произвольной сферы (неумение слушать и точно выполнять задания
взрослого, действовать в соответствии с правилом, развитие произвольного
внимания, памяти). А также причины школьной дезадаптации могут
корениться в несформированности дошкольных видов мышления, недостатках
речевой сферы и несформированности навыков общения и взаимодействия
«ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».

Реализация программы предполагает осуществление непрерывного
педагогического процесса познавательному развитию детей подготовительных
к школе групп на общепедагогических и специфических принципах.
Соблюдение данных принципов при реализации программы обеспечивает
сохранение и поддержку здоровья детей, их эмоциональное благополучие,
личностное и интеллектуальное развитие. Интегрированность, разнообразие
форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей в освоении
содержания программы способствует формированию у них любознательности,
познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются
основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем
качества воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным
шагом воспитания и обучения дошкольника. Ее содержание определяется
системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования
заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе,
произвольного управления своим поведением, выполнение умственной
работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со
взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной
деятельностью.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно выделить
следующие показатели:
 мотивация на учебу;
 развитие произвольности;
 сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления;
 развитие пространственных представлений;
 умение фантазировать;
 проявление самостоятельности. Программа «Ступеньки к школе»,
направлена на подготовку к успешному школьному обучению.
Программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом
индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Слова на букву»);
- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных
процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-

психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной
деятельности и т.д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую
связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий:
разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
Для формирования положительного отношения к школе в программе
используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на
букву».
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни
точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные
квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и
др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой
моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно
речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой
цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо
речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной
ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в
изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья.
Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские
взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения:
«Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
Целевой группой для занятий являются дети 6-7 лет в количестве 15
человек.
Режим занятий от 30 до 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общий объем программы 1 учебный год / 30 занятий.
Срок освоения с октября по апрель 2023-2024 учебного года.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс в программе дополнительного образования
осуществляется
посредством
реализации
социально-педагогической
поддержки как одной из основных педагогических технологий
дополнительного образования. Система социально-педагогической поддержки
включает в себя следующие компоненты: организационно-управленческий,
диагностико-проектировочный, деятельностный, аналитико-коррекционный.
Каждый компонент состоит из нескольких элементов: организационноуправленческий компонент – из планирования, мотивации, организации,
контроля; диагностико-проектировочный – из диагностики потребностей,
способностей, возможностей и разработки индивидуальной образовательной

траектории (программы); деятельностный – из деятельности учреждения,
педагога по социально - педагогической поддержке, собственно деятельности
ребенка, включающей самопознание, самоопределение, самоактуализацию,
самоорганизацию, самоутверждение; аналитико-коррекционный – из анализа
деятельности ребенка, педагога, учреждения дополнительного образования по
социально-педагогической поддержке, определения мероприятий.
Перечень форм обучения:
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде.
- занятия;
- опыты (экспериментирование);
- развивающие игры;
- изобразительная деятельность.
Перечень видов занятий:
 Беседа с игровыми элементами
 Сказки
 Сюжетно-ролевые игры
 Игры-путешествия
 Игры-имитации
 Викторины, соревнования, конкурсы
Перечень форм подведения итогов:
 Открытое занятие
 Диагностика
 Конкурсы
 Портфолио
 Анализ
 Наблюдение
1.2 Нормативно-правовая база программы.
Данная программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629;
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
Устава ДОУ;
Положения о предоставлении дополнительных платных образовательных
услуг МАДОУ «Детский сад №33 «Золотой петушок».
1.3 Обоснованность программы.
Цель программы: формирование условий, способствующих развитию
познавательных процессов при подготовке детей 6-7 к обучению в школе,
поддержание
их
стремления
и
желания
учиться.
Задачи:
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
- Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
Развитие
мотивации
к
учебной
деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать
усидчивость,
организованность,
самостоятельность,
аккуратность;
- Формировать навыки общения в совместной деятельности;
Развивающие:
- Прививать ответственное отношение к учебе;
- Активизировать творческий потенциал;
- Развивать:
 умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;

 умение логически мыслить и устанавливать причинно-следственные
связи;
 умение сосредотачиваться, распределять и переключать внимание;
 зрительную и слухоречевую память, воображение;
 мелкую моторику, зрительно – моторную координацию,
ориентировку в пространстве и на листе бумаге.
Особенность данной общеобразовательной программы заключается в том,
что для всех детей создаются равные условия, одинаковая среда,
обогащающая их психическое развитие и обеспечивающая развитие
психологических качеств и интеллектуальных умений необходимых для
успешного обучения в школе.
Новизна программы заключается:
- в объединении всех видов готовности к школе (интеллектуальной,
мотивационной, эмоционально-волевой, социально-коммуникативной),
- в подходе к отбору содержательной составляющей программы,
- в использовании игровых методов и приемов, позволяющих побуждать
детей к активному творческому поиску, иметь свою точку зрения, отстаивать
свои гипотезы.
Методы и технологии обучения.
Методы работы по развитию познавательно – исследовательской
деятельности:
- Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение
состояния предмета, по отдельным
признакам, восстановление картины
целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация
фильмов)
- Практические: игра (Дидактические игры: предметные, настольнопечатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры,
творческие игры (в т.ч. строительные), труд в природе (индивидуальные
поручения коллективный труд), элементарные опыты
- Словесные: рассказ, беседа, чтение
Методы, повышающие познавательную активность:
- Элементарный анализ
- Сравнение по контрасту и подобию,
сходству
- Группировка и классификация
- Моделирование и конструирование
- Ответы на вопросы детей
- Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
Методы, вызывающие эмоциональную активность:
- Воображаемая ситуация

- Придумывание
- Элементы новизны
- Юмор и шутка
- Сочетание разнообразных средств на одном занятии
Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
- Прием предложения и обучения способу связи разных видов
деятельности
- Перспективное планирование
- Перспектива, направленная на последующую деятельность
- Беседа
Методы коррекции и уточнения детских представлений:
 Повторение
 Наблюдение
 Экспериментирование
 Создание проблемных ситуаций
1.4
Планируемый
результат
общеразвивающей программы.

освоения

дополнительной

Личностный:
1.наблюдательность и коммуникативные способности;
2. произвольное внимание;
3. зрительная, слухоречевая память;
4. тонкая и грубая моторика;
5. активизация воображения;
6. способность логически мыслить;
7. пространственные представления;
8. способность адекватно оценивать свою работу.
В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны
психики ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста.
Можно назвать три основных направления психического развития
дошкольника: личность, деятельность и общение.
Методики, применяемые для изучения особенностей психического
развития дошкольников, направлены:
1) На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;
2) На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка,
уровень тревожности.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие
методики:
Методика «10 картинок» (Определение уровня развития процессов памяти:
запоминания, сохранения и воспроизведения).

Модификация: Методика для изучения и оценки моторной персеверации»
(Определение уровня шаблонного повторения движения).
Методика «Нелепицы» (При помощи этой методики оцениваются
элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о
логических связях и отношениях, существующих между некоторыми
объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью
этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и
грамматически правильно выражать свою мысль).
Методика «Обведи контур» (Методика предназначена для исследования
наглядно-действенного мышления).
Методика «Сюжетные картинки» (Методика направлена на исследование
способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и
пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного
смысла, развитию связной речи).
Тест «Классификация предметных картинок» (Определение способности к
обобщениям).
Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по
отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с
другими людьми).
Межпредметный:
 с развитыми пространственными представлениями, воображением;
 со сформированной общей и мелкой моторикой, зрительно – моторной
координацией;
 с развитым слуховым и зрительным восприятием, вниманием, памятью;
 способный логически мыслить;
 способный ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
 с развитыми коммуникативными способностями;
 с адекватной самооценкой;
 уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности;
 способный адекватно оценивать свою работу.
 умеющий подчинять свои действия заданной системе требований,
способный действовать в соответствии с инструкцией взрослого.
Для оценки предметных результатов можно использовать такие
показатели, как поведение детей на занятиях: отмечаются такие особенности
при
выполнении
заданий
как
активность,
заинтересованность,
эмоциональное состояние, произвольность поведения, умение удержать

инструкции. По итогам обучения по общеобразовательной программе «Скоро
в школу» проводится фронтальная диагностика психологической готовности
детей к школьному обучению «Экспресс-диагностика в детском саду»
(Павлова Н.Н., Руденко Л.Т.), «Методика определения готовности к школе»
(Л.А. Ясюкова).

II РАЗДЕЛ УЧЕБНЫЙ-ТИМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дополнительные образовательные услуги
Возрастной период

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в
неделю
Кружок социально-педагогическая направленности
«Ступеньки к школе»
Подготовительная к школе
группа

1/30 1/30
мин. мин.

1/30 1/30 1/30
мин. мин. мин.

1/30 1/30
мин. мин

1/30 мин.

Применяемые
дополнительные
платные
образовательные
услуги
способствуют развитию необходимых познавательных процессов, мотивации
формирует социально-психологическую готовность детей к школе.
Подготовительная к школе группа (1 занятие в неделю/30 занятий в год);
Учебный план
ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МАДОУ «ДЕТСКИЙ
САД №33 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
Направленность
дополнительного
образования

Социальнопедагогическая
направленность

Название
детского
объединения (по
программе

Дополнительная
общеразвивающ
ая программа
«Ступеньки к
школе»

Форма
занятий

Учебная группа
Год
обучения

групповая

1

Количест
во групп

2

Наполняе
мость

Возра
ст
детей

15

6-7

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
по платным образовательным услугам
Количество возрастных групп

2

Начало учебного года

02.10.2023 г

Окончание учебного года

29.04.2024 г

Продолжительность учебного года

30 недель

1 полугодие

13 недель

Количество
учебных часов в

недел
ю

меся
ц

год

1

4

30

2 полугодие
Каникулы

17 недель
С 30.12.2023 по
08.01.2024

Продолжительность недели
Количество занятий по ДПОУ
Объем недельной образовательной нагрузки

5 дней
1/30 минут
30 минут

III РАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Средства реализации программы.
Для всестороннего развития детей создана развивающая среда с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов. Особое место занимают в ней
средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных
объектов. Общепринято их деление на:

демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные
(используемые детьми);

визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового
восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);

естественные
(натуральные)
и
искусственные
(созданные
человеком);

реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но
возможные) и др.
С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего
деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные
на развитие деятельности детей:

игровой (игры, игрушки);

коммуникативной (дидактический материал);

познавательно-исследовательской (натуральные предметы для
исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,
карты, модели, картины и др.);
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Переход в подготовительную группу связан с изменением статуса
дошкольников в детском саду. Опираясь на характерную для старших
дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны
взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской
самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации,
побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед
ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание
преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на
поиск новых, творческих решений. Воспитатель придерживается следующих
правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку,
полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи
не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать
совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка
прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность
самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск
нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую
инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у

них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных,
инициативных действий. Развитию самостоятельности способствует
освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от
воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел,
оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой
самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя развивать интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих
ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной
деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это - обязательные
элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в
увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает
проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его
воплощения. Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на
предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить
концерт для малышей
Взаимодействие с педагогическим коллективом.
С воспитателями:
- круглый стол, консультации
Технологии, обеспечивающие эффективность и качество формирования
мотивации:
- игровые;
- здоровьесберегающие (игры, развлечения)
- технология развивающего обучения (шарады, загадки);
- интерактивная технология.
Взаимодействие с семьёй.
План мероприятий для родителей по формированию мотивации детей к
обучению в школе.
Тема
Родительское собрание
"Готовимся к школе вместе"

День открытых дверей для школьных
учителей и родителей: «Детский сад как
социально-педагогическая
среда,
интегрирующая интересы семьи, школы
и ребенка».
Семинар-практикум
«Помогаем ребенку осваивать новую

Цели
Повышение психологической компетентности
родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к
обучению путем создания «портрета» первоклассника,
которого ждут в школе. Обогатить воспитательный
опыт родителей и повысить эффект семейной
социализации дошкольников в преддверии школы.
Способствовать взаимному эмоциональному
расположению между участниками, зарождению
доверия: дать родителям и педагогам опыт игрового
взаимодействия друг с другом.
Объединить всех участников преемственной связи.
Обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль
семьи в период ожидания школы; вклад семьи в

социальную роль школьника».

личностно-мотивационную подготовленность ребенка к
школьной жизни.
Памятка для родителей
Предоставить родителям практический опыт игрового
«Создание у ребенка положительного партнерства с детьми.
отношения к школе и формирование
направленности на обучение».
Книжка-малышка
Активизировать чувства, переживания, действия
«Скоро в школу»
родителей в связи с предстоящей школьной жизнью
«10
ошибок
родителей
по детей.
формированию мотивации детей к Предоставить родителям практический опыт игрового
школе»
партнерства с детьми
Консультация - практикум
В родительский уголок поместить комплекс игр,
«О развитии игровых навыков взрослых которые способствуют развитию положительной
в использовании коррекционных игр и мотивационной готовности ребёнка к школе.
упражнений».

План мероприятий для воспитателей по формированию мотивации
детей к обучению в школе.
Тема
Круглый стол «Проблемы адаптации к школе
выпускников ДОО»
Сообщения на темы «Формирование у детей
первоначальных навыков учебной деятельности»,
«Психологическая готовность детей к обучению в
школе»
Посещение
уроков
в
первом
классе
воспитателями ДОО и проведение учителями
бесед с детьми в подготовительной группе.
Консультация для воспитателей
«Роль воспитателя в подготовке детей к школе»

Цели
Обогатить опыт педагогов и повысить
профессиональный уровень в проблеме
мотивации к обучению в школе у детей
старшего дошкольного возраста.
Осуществление
преемственности
детским садом и школой

между

Коррекционно - развивающая работа.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие способности устанавливать закономерность.
- Обучения навыкам анализа и рассуждения.
- Развитие зрительной памяти.
- Обучение способности к переключению внимания и концентрации.
- Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения
и фантазии.

IV РАЗДЕЛ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.1 Календарный учебный график реализации программы, формы и
режим занятий.
Занятия проводятся ежегодно с октября по апрель текущего года.
Периодичность занятий – один раз в неделю (по понедельникам) во вторую
половину дня. Режим оказания дополнительных образовательных услуг
устанавливается в соответствии с СанПиНом 2.4.3648-20.
Продолжительность одного занятия – от 30 до 45 минут.
Форма организации занятий: групповая.
Общее количество: 30 занятий (за один год).
Режим занятий
Группа
Количество Количество Количество Продолжитель
детей
занятий
занятий
ность одного
в группе
в неделю
в год
занятия
Подготовительная
группа № 1

15 человек

1

30

от 30 до 45
минут

Подготовительная
группа № 2

15 человек

1

30

от 30 до 45
минут

В январе, в связи с каникулами, занятия начинаются со второй недели.
Мониторинг проводится 2 раза в год (октябрь, май). Отчетное занятие в
групповой форме с присутствием родителей проводится ежегодно в мае. В
начале и в конце обучения проводится диагностика на основании которой
строится работа педагога. Она составлена в соответствии с системой работы.
Группа
Подготовительная
группа № 1
Подготовительная
группа № 2

Количество
учебных
недель в год
30

Количество
учебных
часов в год
900

Продолжительность
каникул в год

30

900

1 неделя

4.2 Материально – техническое обеспечение программы:
1. Проектор

1 неделя

2. Телевизор
3. Музыкальный центр
4. Муляжи овощей и фруктов
5. тетради в крупную клетку (15 шт.)
6. Цветные карандаши (15 шт.)
7. Простые карандаши (15 шт)
8. Корректурная проба
9. Набор геометрических фигур
10. Картотека пальчиковых игр
4.3 Информационно-методические условия:
1. Анисимова Т. Б. «Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их
родителей», Ростов н/Дону: Феникс, 2005.,314 с.
2. Бушинская Е. А. «Комплексная речевая гимнастика для детей 3-7
лет», Екатеринбург, 2013, 64 с.
3. Ильина М.Н. «Подготовка к школе развивающие тесты и
упражнения», СПб, Питер, 2008, 208 с.
4. Максмук Н. Н. «Игры по обучению грамоте и чтению», М. ВАКО,
2004, 128 с.
5. Тетради с заданиями для развития детей.
4.4 Оценочный материал программы.
Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы
является педагогическая комплексная диагностика уровня практического
осознания. Оценка результативности программы проводится в конце года
(май).
Одной из форм подведения итогов реализации данной Программы
является проведение подгруппового занятия «Наши успехи» с присутствием
родителей (в мае).
Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий
также могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению.
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения
невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками, особенно в дошкольном возрасте, требует
ежедневной актуализации и закрепления знаний, полученных на занятиях.
Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без
заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения
невозможно полноценное овладение навыками. При необходимости,

педагог-психолог,
реализующий
данную
программу,
проводит
индивидуальные беседы и консультации в течение года, а также выступает
на родительских собраниях (о перспективе и особенностях обучению детей
дошкольного возраста).
По окончании подготовительной группы в ходе выпускного вечера
дети, посещавшие кружок, участвуют в конкурсах, где необходимо
проявить усвоенные навыки.

V РАЗДЕЛ СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ
1. Анисимова Т. Б. «Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их
родителей», Ростов на Дону: Феникс, 2005.,314 с.
2. Бушинская Е. А. «Комплексная речевая гимнастика для детей 3-7 лет»,
Екатеринбург, 2013, 64 с.
3. Ильина М.Н. «Подготовка к школе развивающие тесты и упражнения»,
СПб, Питер, 2008, 208 с.
4. Максмук Н. Н. «Игры по обучению грамоте и чтению», М. ВАКО, 2004,
128 с.
5. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н.
А.Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А.
Федосова.]–М. : Просвещение, 2012.
6. Бугрименко Е. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе.М.,1992.
7. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом
классе? —М.: Ювента, 2005.
8. Давыдов В.
В.
Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования.
—М.: Педагогика,1986.
9. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. —СПб.: Речь, 2001.
10.Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные
основы и программы. -М.: Академкнига,2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РАСПИСАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
на 2023-2024 учебный год
Кружок «Ступеньки к школе»
1 подготовительная группа
16.00-16.30
2 подготовительная группа
16.40-17.15
Тематическое планирование
№ п/п
1. «Осень»

2. «Фруктовый микс»

3. «Пора в школу»

Тема занятия
Занятие 1.
Сплочение детского коллектива; развитие наблюдательности,
пространственной ориентации.
Практика
1.Игра – разминка «Фрукты»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Сесть-встать»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Запоминай порядок»
8. Рефлексия
Занятие 2.
Развитие мелкой моторики руки, развитие процессов мышления.
Практика
1.Игра – разминка «Фрукты»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Сесть-встать»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
Занятие 3.
Развитие внимания, произвольной памяти, логического мышле-ния,
наблюдательно-сти.
Практика
1.Игра – разминка «Овощи»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Сесть-встать»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»

4. «Овощная ярмарка»

5. «Цветочная карусель»

6. «Вини пух и все - всевсе»

7. «Осенняя сказка»

8.

«Мой мир»

8. Рефлексия
Занятие 4.
Развитие внимания, произвольной памяти, речи наблюдательности.
Практика
1.Игра – разминка «Овощи»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Нос-пол-потолок»
6. «Волшебные квадратики»
7. Игра «Путаница»
8. Рефлексия
Занятие 5.
Сплочение детского коллектива; развитие наблюдательности,
пространственной ориентации
Практика
1.Игра – разминка «Дикие животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Нос-пол-потолок»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
Занятие 6.
Развитие произвольной памяти, внимания, логического мышления,
речи.
Практика
1.Игра – разминка «Дикие животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Нос-пол-потолок»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
Занятие 7.
Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического
мышления.
Практика
1.Игра – разминка «Домашние животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Упр. «Выложи по образцу»
6. Игра «Совушка-сова»
7. Рефлексия
Занятие 8.
Развитие творческого воображения, зрительного восприятия,
мелкой моторики руки.
Практика
1.Игра – разминка «Домашние животные»

2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Упр. «Выложи по образцу»
6. Игра «Совушка-сова»
7. Рефлексия
Занятие
9.
9. «Умные волшебники»
Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического
мышления, наблюдательности
Практика
1. Игра-разминка «Птицы»
2. Игра «Летает-не летает»
3. Упр. «Найди предмет по заданным признакам»
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Упр. «Найди недостающий предмет»
7. Рефлексия
10. «Путешествие по карте» Занятие 10.
Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического
мышления, наблюдательности.
Практика
1. Игра-разминка
2. Упр. «Слова на букву»
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия
11. «Прогулка по реке
Занятие 11.
творчества»
Развитие логического мышления, произвольной памяти и внимания,
воли, Развитие мелкой моторики руки.
Практика
1. Игра-разминка «Цветы»
2. Корректурная проба
3. Игра «Какое что бывает»
4. Пальчиковая гимнастика
5. Игра «Бывает -не бывает»
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Геометрические фигуры»
8. Рефлексия
12. «Как выбирать друзей» Занятие 12. Развитие мелкой моторики
Развитие способности устанавливать закономерность
Развитие фантазии
Развитие объема кратковременной слуховой памяти
Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со
звучанием инструментов
Обучение приемам и методам овладения своим волнением
Практика
1. Игра-разминка «Цветы»
2. Корректурная проба
3. Упр. «Третий лишний»

13. «Парад ошибок»

14. «Небылицы»

15. «Абра-кадабра»

4. Пальчиковая гимнастика
5. Игра «Сесть-встать»
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Геометрические фигуры»
8. Рефлексия
Занятие 13. Развитие мелкой моторики
Развитие способности устанавливать закономерность
Развитие фантазии
Развитие объема кратковременной слуховой памяти
Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со
звучанием инструментов
Обучение приемам и методам овладения своим волнением
Практика
1.Игра-разминка «Транспорт»
2. Загадка
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Упр. «Геометрические фигуры»
9. Рефлексия
Занятие 14. Развитие мелкой моторики
Развитие способности устанавливать закономерность
Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие
речи.
Обучение навыкам запоминания образца, ситуации
Обучение способности концентрации внимания на ощущениях
своего тела
Снятие мышечного и
эмоционального напряжения
Практика
1.Игра-разминка «Транспорт»
2. Упр. «Отгадай предмет по заданным признакам»
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Упр. «Геометрические фигуры»
9. Рефлексия
Занятие 15. Развитие мелкой моторики
Развитие умения классифицировать предметы по существенным
признакам и обобщать
Обучения навыкам анализа и рассуждения
Развитие преднамеренного запоминания и припоминания,
долговременной памяти
Развитие слухового внимания, увеличение объема внимания
Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие
воображения и фантазии
Практика
1. «10 слов»

16. «Карусель, карусель»

17. «Чудесный мешочек»

18. «Калейдоскоп»

2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Съедобное –не съедобное»
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Найди девятое»
8. Упр. «Выложи по образцу»
9. Рефлексия
Занятие 16. Развитие мелкой моторики
Развитие способности устанавливать закономерность
Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие
речи.
Обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях
уменьшения времени
Развитие концентрации внимания, переключения
Усиление положительного эмоционального переживания
Практика
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Съедобное –не съедобное»
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Найди девятое»
8. Упр. «Таблицы внимания»
9. Рефлексия
Занятие 17. Развитие мелкой моторики
Развитие способности устанавливать закономерность
Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие
речи.
Обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях
уменьшения времени
Развитие концентрации внимания, переключения
Усиление положительного эмоционального переживания
Практика
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Летает -не летает»
4. Корректурная проба
5. Игра «Слушай внимательно»
6. Работа в тетрадях
7. Пальчиковая гимнастика
8. Упр. «Найди все цифры»
9. Рефлексия
Занятие 18. Развитие мелкой моторики
Развитие способности устанавливать закономерность
Развитие фантазии
Развитие целенаправленного запоминания и припоминания
Обучение способности концентрации, объема, переключения,
устойчивости внимания
Снятие мышечного и эмоционального напряжения
Практика

19. «Незнайка»

20. «Математическая
почта»

21. «Фея фантаста»

1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Летает -не летает»
4. Корректурная проба
5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. Игра «Путаница»
9. Рефлексия
Занятие 19.
Развитие мелкой моторики
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечение,
выделения существенных признаков
Обучение составлению предложений по опорным словам,
Развитие произвольной памяти
Обучение способности концентрации, объема, переключения,
устойчивости внимания
Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие
воображения и фантазии
Практика
1. «10 картинок»
2. Игра «Для чего это нужно»
3. Корректурная проба
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»
8. Рефлексия
Занятие 20 Развитие мелкой моторики
Развитие умения классифицировать предметы по существенным
признакам и обобщать
Обучения навыкам анализа и рассуждения
Развитие целенаправленного запоминания и припоминания
Развитие концентрации внимания
Обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения;
Практика
1. «10 картинок»
2. Игра «Для чего это нужно»
3. Корректурная проба
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Игра «Отгадай, что это»
8. Рефлексия
Занятие 21. Развитие мелкой моторики
Развитие мыслительных операций анализа и сравнения
Развитие фантазии
Развитие произвольного внимания и наблюдательности
Развитие концентрации внимания
Обучение целенаправленному управлению мышцами лица;
Практика
1. Упр. «Запомни точно»

22. «День смеха»

23. «Лавка головоломок»

24. Клуб интересных
встреч»

2. Корректурная проба
3. Упр. Для коррекции зрения
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Физ. минутка
8. Игра «Слушай хлопки»
9. Рефлексия
Занятие 22. Повышение мотивационной готовности;
2. Развитие внимания и произвольности;
3. Тренировка моторики и координации;
4. Развитие логического мышления;
5.Психомышечная тренировка для снятия мышечного и
эмоционального напряжения
Практика
1. Упр. «Запомни точно»
2. Упр. «Ритм»
3. Корректурная проба
4. Упр. Для коррекции зрения
5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. Физ. минутка
9. Игра «Отгадай, что это»
10. Рефлексия
Занятие 23.
Развитие мелкой моторики
Развитие мыслительных ассоциативных связей
Развитие фантазии
Развитие объема кратковременной слуховой памяти
Обучение способности концентрации, объема
Снятие мышечного и эмоционального напряжения
Практика
1. Упр. «Запомни точно»
2. Упр. «Ритм»
3. Корректурная проба
4. Физ. минутка «Четыре стихии»
5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. упр. «Продолжи ряд, начатый художником»
9. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
10. Рефлексия
Занятие 24. Развитие мелкой моторики
Развитие аналитического мышления
Обучения навыкам анализа и рассуждения
Развитие произвольного внимания
Формирование внимания, развитие скорости реакции
Обучение переходу из одного эмоционального состояния в
противоположное
Практика
1. Упр. «Запомни точно»

25. «Парк интеллектуалов»

26. «И снова сказка»

27. «Майская игротека»

28. «Я особенный»

29. Итоговая диагностика-1

2. Корректурная проба
3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
4. Графический диктант
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Упр. «Найди такую же картинку»
7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
8. Рефлексия
Занятие 25. Развитие мелкой моторики
Развитие аналитического мышления
Обучение составлению предложений, по опорным словам, развитие
речи.
Развитие зрительной памяти
Обучение способности концентрации, объема
Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка
Практика
1. Упр. «Запомни точно»
2. Корректурная проба
3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
4. Графический диктант
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Упр. «Найди тень»
7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
8. Рефлексия
Занятие 26. Развитие мелкой моторики
Развитие аналитического мышления
Развитие фантазии
Развитие зрительной памяти
Обучение способности концентрации внимания
Обучение управлению своим состоянием
Практика
1. Игра «Слушай внимательно»
2. Игра «Что изменилось»
3. Сказка о внимательном Иванушке
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Подвижная игра по желанию детей
7. Рефлексия
Занятие 27.
1. Повышение мотивационной готовности;
2. Развитие внимания и произвольности;
3. Развитие речи, мышления и воображения;
4. Тренировка тонкой моторики.
5.Психомышечная тренировка для снятия мышечного и
эмоционального напряжения
Занятие 28.
1. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных
качеств, выражению;
2. Совершенствовать умение выступать перед группой.
3.Психомышечная тренировка для снятия мышечного и
эмоционального напряжения
Занятие 29. Диагностика готовности ребенка к школьному
обучению.

30. Итоговая диагностика-2

Занятие 30. Диагностика готовности ребенка к школьному
обучению.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».